Законодательство в борьбе с теневой занятостью
С 1 января 2024 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 12.12.2023 № 565 – ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Законом закрепляется определение понятия «нелегальная занятость», определяются организационные основы противодействия нелегальной занятости.
Под нелегальной занятостью понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений.
Новые меры по противодействию нелегальной занятости
- Минтруд России утвердил перечень признаков нелегальной занятости, по которым будут выявлять и привлекать к ответственности недобросовестных работодателей. Информация о таких работодателях будет передаваться в Роструд и областную межведомственную комиссию по противодействию нелегальной занятости для организации и проведения соответствующих проверок. Информируем, какие работодатели попадут под подозрение в первую очередь, и какие меры ответственности им грозят.
- 1 января 2024 года вступил в силу новый Федеральный закон от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
- Глава 13. Противодействие нелегальной занятости в Российской Федерации
- Статья 66. Организационные основы противодействия нелегальной занятости в Российской Федерации
- Статья 67. Межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости
Для противодействия нелегальной занятости установлена система мер по ее сокращению и полномочия органов власти в этой сфере деятельности
- Правительство Российской Федерации утверждает план мероприятий по противодействию нелегальной занятости.
- Разрабатывает меры по борьбе с ней.
- Определяет порядок создания и деятельности межведомственных региональных комиссий в этой сфере.
Признаки нелегальной занятости
С 1 марта 2024 года о нелегальной занятости свидетельствуют следующие признаки (приказ Минтруда России от 02.02.2024 года № 40н):
- выплата заработной платы в размере ниже МРОТ более 10 работникам, если доля таких работников составляет не менее 10% от общего числа сотрудников (доплаты и выплаты в пользу работников по гражданско-правовым договорам в расчет не берутся);
- наличие более 10 заключенных договоров с самозанятыми физлицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 000 рублей и средняя продолжительность работы, которых в компании составляет более 3 месяцев за год;
- отклонение среднемесячной заработной платы, выплачиваемой работникам, от среднеотраслевой заработной платы по региону более чем на 35%.
На основании всех этих сведений будут проводить проверки работодателей на предмет выявления фактов теневой занятости.
Межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, имеют право:
- запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, перечень и порядок представления которой определяются Правительством Российской Федерации, включая персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну;
- направлять в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию для проведения мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, профилактических мероприятий в целях противодействия нелегальной занятости;
- создавать рабочие группы в муниципальных образованиях на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Жители Донецкой и Луганской республик, а также Запорожской и Херсонской областей могут обратиться за бесплатной консультацией по трудовому законодательству в Роструд. Сделать это можно как по телефону горячей линии 8(800)707-88-41, доб.0, так и онлайн через сервис «Дежурный инспектор» на портале «Онлайнинспекция.рф», где в течение 1-3 рабочих дней предоставляются развернутые ответы с правовым обоснованием.
Горячая линия Министерства труда и социальной политики Запорожской области: +79901455398